Почему мы плохо разбираемся в людях?

Большинство из нас вполне естественно полагают, что они отличные психологи, думая что с легкостью могут предсказать поведение других людей. Ведь у нас есть собственный опыт и большой опыт наблюдения за другими людьми, неужели мы не в состоянии разобраться в сути происходящего и дать объективную оценку ситуации?
Не тут-то было.

В действительности мы предсказуемо ошибаемся, оценивая причины поведения других людей. Уяснив это, мы должны четко осознать что не можем полагаться на свою интуицию и опыт при оценке поведения других людей. Одну из таких ошибок называют эффект «ложного согласия».
В семядисятых годах прошлого столетия профессор Стэнфордского университета Ли Росс в двух исследованиях показал, как работает эффект ложного согласия (Ross, Greene & House, 1977).

Эксперимент 1.

В первом исследовании испытуемым дали для разбора несколько конфликтных ситуаций, а затем предложили два возможных способа их решения.
Нужно было ответить на три вопроса:

  1. Угадать, какой вариант решения выбрали участники конфликта
  2. Скажать, какой вариант выбрали бы они сами
  3. Описать человека, который по их мнению выбрал бы каждый из двух вариантов.

Результаты показали, что большинство испытуемых считают, что участники конфликта поступят также как они, независимо от того, какой из двух вариантов решения они выбирали сами. Это наблюдение Росс и его коллеги назвали эффектом «ложного согласия» — мы уверены, что другие люди думают также как и мы, хотя на самом деле это далеко не так.

Вторая ошибка возникала, когда испытуемым было предложено описать человека, который сделал противоположный выбор. По сравнению с теми участниками, кто делал такой же выбор как и они, испытуемые описывали других участников как немного несуразных людей.

То есть мы считаем странными тех, кто поступает не так как мы, и это не шутка!

Эксперимент 2.

Вывод из первого эксперимента показал как мыслят люди в теории, но будут ли они вести себя так, как говорят? Ведь исследование не доказало прямой связи между мнением людей и их действиями.
Во втором исследовании Росс и его коллеги отказались от гипотетических ситуаций, бумаги и карандаша и взяли в руки двусторонний щит.

На этот раз у студентов университета, поинтересовались, готовы ли они ходить вокруг университетского городка в течение 30 минут, с рекламным щитом: «Поешьте у Джо» (при этом не зная вкусно ли там готовят).
Для мотивации участников им сказали, что они получат полезный опыт от участия, но по желанию можно было легко отказаться от участия в эксперименте.

Результаты подтвердили предыдущее исследование. Из тех, кто согласился носить рекламный щит, 62% думали, что другие также согласятся на это. Из тех, кто отказался, только 33% думали, что другие согласятся носить рекламный щит.

И снова люди называли «странными» тех, кто принимал другое решение.
Можно представить как это происходило. Те, кто согласился носить рекламный щит могли бы сказать: «Чего они отказались? Они просто боятся показаться смешными. Они не уверены в себе».
В то время как люди, которые отказались:
«Кто эти клоуны, которые согласились нести рекламный щит? Я знаю таких людей, они — странные». (Долго подбирал слово — прим. переводчика)

Это исследование полезно не только тем, что показывает насколько предвзято мы относимся к другим людям, но и тем, что доказывает важность психологических исследований.

Каждый из нас может довести себя до исступления, пытаясь объяснить свою позицию:

  1. Да ведь это абсолютно очевидно!
  2. Нет, это не так — люди не ведут себя так.

Но исследования показали: когда опираемся на свою интуицию — мы плохие психологи. Исключения составляют вопросы в которых мы все единодушны, например нормально ли убивать. Но таких вопросов не так и много и они не так интересны.

Люди предполагают, что те, кто не придерживается их взглядов, немного «не такие». И все из-за того, что каждый из нас уверен, что он думает правильно, как и большинство остальных (читай — нормальных) людей.

Очевидно, что это не так. И то, что мы не знаем как думают другие, должно быть для нас большим началом нового познания.

И это веский довод в пользу изучения психологии.

Источник: PsyBlog

Перевод: Патрик Власов для Литнес.ru

При перепечатке статьи ссылка на источник обязательна.

Автор: 
Jeremy Dean
Рейтинг: 
0